Интересные факты
яркие события из жизни ЦМТ Москвы
1980
1980
Статуя Меркурия во внутреннем дворе ЦМТ
Каждый приезжающий в конгресс-центр ЦМТ видит его – античного бога Меркурия.
Фонтан, в центре которого установлена его статуя, построен в 1979 году к открытию Центра. Автор монумента – знаменитый скульптор Вячеслав Клыков, который известен своим памятником маршалу Жукову на Манежной площади в Москве. Меркурия он создал по мотивам статуи «Летящий Меркурий», одного из экспонатов коллекции античного искусства, приобретенной Екатериной II.

Скульптура представляет из себя почти двухметровую бронзовую фигуру бога Меркурия, бегущего в сторону Москвы-реки. Статуя имеет опору лишь в одной точке – ступне древнеримского божества. Сам Меркурий расположен на высокой 12-метровой колонне и является ярким символом бизнес-комплекса.

Меркурий держит в руке кадуцей – особый жезл примирения, который, по легенде, является символом ключа тайного знания.

В Древнем Риме бог Меркурий (у греков – Гермес) был покровителем торговли, символом прибыли и удачи в бизнесе. Изображение Меркурия часто используется для украшения бирж, банков и офисов финансовых компаний. И поэтому Меркурий – незаменимая деталь оформления фасадов деловых центров.

1980
1980
Первые панорамные лифты в России
В 1980-м году в только что открывшемся ЦМТ главной диковиной стали первые в России панорамные лифты, из которых открывался невероятный вид на всю внутреннюю часть комплекса.
Атриум гостиницы Crowne Plaza Moscow (до 2007 года - «Международная-1») – часть внутреннего пространства ЦМТ с фонтанами, ярким освещением и панорамными лифтами производит особое впечатление на гостей комплекса. В 1980-е он стал архитектурной сенсацией в Москве.

Рассказывает архитектор Никита Шангин: «Стеклянные жуки, ползающие по стенам, производили огромное впечатление. Мы были знакомы с такими вещами только по зарубежным журналам , а здесь впервые увидели, насколько это эффектно. Подъем на таком лифте – своего рода аттракцион».

Стеклянные панорамные лифты поднимались и опускались прямо по стенам и казались чем-то футуристичным. Ведь подобных лифтов не было в то время нигде. Доходило до того, что посетители первое время боялись в них ездить, ведь им казалось, что из прозрачного лифта можно выпасть.

Вспоминает автор проекта ЦМТ Владимир Кубасов: «Большое впечатление лифты производили на провинциальных людей, ведь такого в Советском Союзе еще никогда не было. Заботливые мамы даже просили маленьких детей отойти от края лифта, потому что боялись стеклянных стен».

Панорамные скоростные лифты не просто носили декоративные функции, но и блестяще выполняли свою работу. Первые лифтовые группы исправно проработали более 40 лет.

Невероятную футуристичную атмосферу создавала и центральная улица «Молл» благодаря необычному декоративному освещению. Разработанные в США люстры с оригинальным дизайном, казалось, не освещают, а будто сами светятся. Такое нестандартное дизайнерское решение создает особую уютную и домашнюю атмосферу.

1980
1980
«Русский сувенир»
Главной достопримечательностью Центра международной торговли можно назвать огромные часы с петухом, расположенные в атриуме отеля Crowne Plaza.
Часы имеют официальное название – «Русский сувенир».

Над дизайном часов работал Художественный фонд СССР. В их оформлении использованы фольклорные мотивы – золотой петушок венчает композицию, под ним размещены три циферблата, а еще ниже – театр сказок (несколько скульптурных групп по мотивам народных сюжетов). Крылья Петуха покрыты сусальным золотом из 700 тончайших листов.

Всего над часами работало семь номерных заводов и целая группа инженеров. Часовой механизм конструировал НИИ «Часпром», механизм привода петуха разрабатывали на одном из оборонных заводов. Механизм признан государственным изобретением. Конструкцию спроектировал инженер Георгий Хромов – личность без преувеличения легендарная: дважды лауреат премии Совета министров СССР, лауреат Государственной премии СССР. Прошло уже 40 лет, а Петух по-прежнему оживает каждый час.

Музыку для часов выбирала композитор Александра Пахмутова, а петушиный крик настоящий – голос петуха был записан в одной из рязанских деревень.

Любопытно, что создание часов с петухом обошлось ни много ни мало в 700 тысяч рублей. Американцев эта конструкция буквально заворожила, и они не раз просили продать часы или сделать для них такие же. Однако часам с петухом суждено и по сей день оставаться единственными в своем роде.

Уникальность этого объекта отметила и правнучка знаменитого ювелира Фаберже – Сара Фаберже, во время посещения ЦМТ в 2018 году: «Мне очень понравились часы с петушком. Фантастика! Удивительно, и очень в духе Фаберже! Когда я их видела, я сразу вспомнила яйцо, которое Карл Фаберже создал для семьи Ротшильдов, - из него появлялся точно такой же петушок. Это невероятно!»

1981
1981
Исторический декор ЦМТ
Над внутренним оформлением Центра международной торговли работали лучшие московские художники.
В интерьерах использованы авторские работы Зураба Церетели – 2 панно, расположенных в Конгресс-центре и в фойе 3-го подъезда, стали подарком художника генеральному директору ЦМТ Крючко Федору Константиновичу.

Юрий Александров и Андрей Васнецов специально для ресторана «Русский» (закрыт в 2013 году) создали уникальные решетки, гравюры и камин с изразцами.

Мозаики для Центра международной торговли в 1981 году создал заслуженный монументалист Борис Тальберг. Полотна высотой в 2 этажа расположены в фойе 6-подъезда. Сегодня его мозаичные панно включены в реестр памятников истории и культуры города Москвы и в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

А скульптура бегущего бога Меркурия, установленная в 1982 году перед Конгресс-центром и ставшая его символом – работа известного мастера, великого русского скульптора, бессменного президента Международного фонда славянской письменности и культуры, лауреата Государственных премий СССР и РСФСР Вячеслава Клыкова.

Мозаику в Атриуме создал другой не менее известный художник – скульптор-монументалист Евгений Аблин – автор крупных мозаичных панно в архитектуре общественных зданий СССР. Его работы также размещены во Дворце пионеров на ленинских горах, Телецентре Ташкента, павильон 12 ВДНХ и многих других объектах.
1981
1981
Генеральная ассамблея АЦМТ в СССР
В 1981 году по инициативе главы Ассоциации центров международной торговли Гая Тоззоли было решено проводить XI Генеральную ассамблею АЦМТ в московском ЦМТ.
Официальные делегации из разных уголков мира выразили желание принять участие в мероприятии и посетить диковинную и закрытую страну. И представители большинства стран были допущены на территорию СССР.

Но на тот момент Советский Союз не имел дипломатических отношений с 6 государствами: Гонконгом, Кот-Д'Ивуаром (Берегом Слоновой кости), Тайванем, Израилем, Южной Кореей, ЮАР. А это означало однозначный запрет на въезд. В переговоры с высшим руководством СССР тогда вступил сам Гай Тоззоли. В результате было принято беспрецедентное на тот момент решение – позволить делегатам не просто посетить ЦМТ Москвы, но также беспрепятственно перемещаться по столице. Единственным условием их пребывания на территории СССР был запрет покидать границы Москвы.

Так, невзирая на условности, которые диктовало само время, в интересах бизнеса государства шли на диалог, а в ЦМТ были рады всем гостям.
1986
1986
Пьер Карден в России
первый контракт с Российским производством
А знали ли Вы, что в 1986 году знаменитый французский модельер Пьер Карден подписал первый контракт на производство своей коллекции на территории России. И, конечно же, в стенах Центра международной торговли (тогда «Совинцентра»). Протокол о сотрудничестве он подписал с Министерством легкой промышленности СССР и «Лицензинторгом».

«На улицах Москвы я вижу множество прелестных молодых женщин, – отметил законодатель парижской моды Пьер Карден на пресс-конференции в ЦМТ. – Через два года можно будет говорить о пяти миллионах человек в Советском Союзе, которых я рассчитываю одеть по парижской моде».

В соответствии с этим протоколом впоследствии осуществлялись лицензионные разработка и производство моделей женской, мужской и детской одежды под маркой «Пьер Карден». Первые заготовки образцов одежды с 1 марта 1986 года поступали из Парижа.

Специализированный магазин был открыт в Москве на территории Олимпийской деревни.

В июне 1991 года состоялся показ коллекции модельера на Красной площади в Москве.

Музой модельера была прима российского балет Майя Плисецкая, для которой он лично создал костюмы для десятков балетных и театральных постановок.
1987
1987
Показ Nina Ricci
и молодых американских дизайнеров
Многим запомнились показы, проходившие в Центре международной торговли в 2009-2011 годах в рамках нескольких сезонов Недели моды Russian Fashion Week – главной модной площадки Восточной Европы. Но мало кто помнит, что дружба ЦМТ с миром моды началась гораздо раньше!

В 1987 году в Центре международной торговли проходила Советско-Американская неделя моды «Дизайнеры за мир». И это во времена Холодной войны!

Гвоздем программы стал показ известнейшего и одного из старейших французских домов моды – Nina Ricci, давно полюбившихся и американским модникам.

Тот легендарный показ Nina Ricci не состоялся бы без поддержки Air France и самого ЦМТ (или «Совинцентра», как его называли в то время), выступивших партнерами шоу.

«Наши связи с партнерами из Советского Союза уже имеют давнюю историю», – подчеркнул генеральный директор компании Жиль Фукс (который, к слову, приходится племянником знаменитой создательницы бренда), специально приехавший на показ в Москву. «Парфюмы Nina Ricci поставляются во все уголки нашей планеты – в 150 стран, и хорошо известны и в России», – рассказывал он журналистам.

Более того, в рамках Советско-Американской недели моды в течение 10 дней молодые модельеры из СССР и США совместными усилиями создавали коллекцию одежды для молодежи наших стран на сезон 1988 года. Группу американских дизайнеров возглавили дизайнер М. Оуэн и профессор Техасского университета Т. Бреслин. Во главе группы советских модельеров была секретарь Союза дизайнеров И. Андреева. Ими было создано 200 моделей, которые были показаны на подиуме в ЦМТ, а позже запущены в производство в США и на предприятиях Минлегпрома СССР. Организаторами Недели Моды выступили Советский комитет защиты мира, Минлегпром и Союз дизайнеров СССР, американские компании-производители одежды и обуви.
1988
1988
Аукцион Sotheby's
Проведение первого в Советском Союзе легендарного аукциона
В 1988 году в СССР впервые состоялся легендарный аукцион Sotheby's, открывший миру непризнанных до того момента советских художников. Местом проведения не случайно был выбран Центр международной торговли (в те времен – «Совинцентр»), ставший уникальным для иностранцев «входом» в закрытую тогда страну.

Событие представило зарубежной аудитории русских нонконформистов и авангардистов. По инициативе аукциониста Sotheby's Симона де Пюри на продажу было выставлено более 100 уникальных работ. Цены за неизвестные еще полотна превзошли самые смелые ожидания – вместо предполагаемых 500 тыс. выручка составила 2 млн 085 тыс. 050 фунтов стерлингов. Событие привлекло коллекционеров из разных стран, включая Элтона Джона, который приобрел здесь несколько работ.

Аукцион вошел в историю как знаковое событие в культурной жизни позднего СССР, изменившее отношение Союза художников и других официальных институтов к взаимодействию с Западом. С него началось более активное взаимопроникновение культур и открытие советской живописи для зарубежных ценителей.
_____________________

В январе-феврале 2018 года в честь 30-летия знаменитого аукциона, изменившего культурную жизнь столицы, Музей современного искусства «Гараж» создал интерактивную выставку «Ставки на гласность».

В воссозданной обстановке тех лет, показали видео-запись аукциона и выдержки из интервью с художниками, запустили VR-проект, который погружал посетителей в события 1988 года. Жемчужиной выставки стали произведения, участвовавшие в торгах 1988 года. В их числе рисунок Варвары Степановой (около 1924), «Клоун. Сцена в цирке» (1935) Александра Родченко, «Фундаментальный лексикон» (1986) Гриши Брускина (проданный за рекордные £ 242 000) и «Все о нем» (1971) Ильи Кабакова.
1988
1988
Голубой огонек
Новогодняя концертная программа
С начала 1980-х новогодняя концертная программа Центрального телевидения стала выходить в записи, номера снимались задолго до показа по телевизору в специальных студиях. До 1987 года местом действия «Голубого огонька» были павильоны «Мосфильма», но уже в 1988 году Центр международной торговли стал площадкой для съемок главного праздничного концерта страны.

Режиссеры и операторы «Голубого огонька» использовали дизайнерские решения и технические возможности ЦМТ в качестве декораций: освещение им заменили легендарные люстры «Молла» – центральной улицы, а эскалаторы стали своеобразной сценой для артистов – Вячеслав Добрынин и группа «ЧП» исполнили песню прямо на движущихся ступенях.

Открывающиеся двери панорамного лифта стали «перебивкой» в промежутках между выступлениями артистов, а Александр Ширвиндт и Михаил Державин даже разместили в нем стол с закусками. Оно и понятно – из лифта открывается потрясающий панорамный вид на Атриум.

1988 – 1989
1988 – 1989
Игры «Что? Где? Когда?»
В ЦМТ прошли осенняя, зимняя и весенняя серии игр элитарного клуба
В 1988–1989 годы в ЦМТ проходили съемки популярной телеигры «Что? Где? Когда?», которую в то время смотрела вся страна.

В 1988 году в «Что? Где? Когда?» появились команды из других стран – США, Франции, Польши, Швеции, Чехословакии, Болгарии, и было принято решение о переносе съемок с многолетней площадки бара в телецентре «Останкино» (с 4 сентября 1975 по 1988 год) в Центр международной торговли (тогда «Совинцентр»).

Телеигра проходила в Атриуме отеля «Международная» (сегодня это Crowne Plaza Moscow WTC), под легендарными часами с петухом, которые стали символом ЦМТ с первых дней открытия комплекса. Тогда было временно отменено основное правило игры – раньше она шла до шести очков, но так как Петух на часах оповещал о наступлении каждого нового часа, была установлена новая граница – полночь. Игра заканчивалась на третьем крике Петуха.

Но на этом изменения не закончились. В серии международных игр призовые книги заменили изделиями декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и товарами народного потребления.

Игрокам во время минуты обсуждения было разрешено пользоваться справочной литературой: энциклопедиями и словарями.

В общем счете, в 1988 году в международном клубе «Что? Где? Когда?» состоялось 6 игр, в 1989 – 4 игры.

Не менее интересный факт – в некоторых программах участвовали и сотрудники ЦМТ.
1991
1991
Первые в СССР банкоматы
Первые банкоматы для пластиковых карты появились в СССР именно в ЦМТ. На первом этаже в 1991 году были установлены два «железных ящика» американского банка American Express.
Первый в мире банкомат для пластиковых карт был разработан в 1970-х годах компанией IBM, но в Советском Союзе они появились значительно позднее. По инициативе американского банка American Express, в 1991 году в Центре международной торговли Москвы установили два новых устройства. Однако выдавали они не наличные деньги, как принято сегодня, а дорожные чеки банка American Express, поэтому банкоматом пользовались в основном иностранцы, проживающие и работающие в ЦМТ. Расплачиваться такими чеками в СССР было достаточно сложно, принимали их не везде.

Большинству россиян банкоматы были не нужны, так как в начале 1990-х годов почти ни у кого в СССР пластиковых банковских карт не было.

Установленные в ЦМТ банкоматы были иностранной сборки, привезенные из США, поэтому стоили очень дорого. Не каждый банк в то время мог позволить себе заказать и установить банкомат стоимостью более 30 тысяч долларов, ведь спрос на них был достаточно невелик. Поэтому москвичи с удивлением любовались «железными ящиками с деньгами», которые в то время назывались «автоматическими кассовыми машинами».

1993
1993
Обстрел Белого дома
Это был погожий сентябрьский день. Светило солнце и под ногами шуршали золотые листья. Тем контрастнее на этом фоне смотрелось выстроенное оцепление: молодые солдаты стояли прямо от метро двумя шеренгами.
Общественный транспорт и движение были перекрыты, поэтому народ спешил к зданиям, чтобы не опоздать на работу – никто еще не знал, что происходит, а как же можно было опаздывать. Прямо перед подземным переходом в тишине раздался свистящий звук. Только потом все поняли, что это были пули.

На рабочем месте, из телевизионных новостей, сотрудники ЦМТ узнали, что происходит. Прямо перед панорамными окнами в воздухе висел вертолет, который показывали по телевизору. Но сотрудники продолжали выполнять свои обязанности: все были на рабочих местах.

По зданию по громкой связи постоянно транслировалось на русском и английском языках оповещение: "Из-за возникшей чрезвычайной ситуации убедительная просьба – не покидать здание".

Все службы внутри здания работали, а сотрудники старались создать атмосферу спокойствия, надежности и защищенности. Всем своим видом показывая, что раз все находятся на своих местах, ничего страшного не происходит. Паники в здании не было, хотя гости заметно волновались – периодически был слышна стрельба, а позднее в панелях зданий находили следы от пуль.

Когда стало понятно, что за один день ситуация не разрешится, с подземной стоянки началась эвакуация арендаторов и пожелавших покинуть здание сотрудников. На микроавтобусах всех отвозили по Мантулинской улице в район Фили. Однако через непродолжительное время эвакуацию пришлось прекратить – снайперы открыли огонь. Один человек был ранен.

В здание ЦМТ ночью приносили раненых – им оказывали медицинскую помощь. Только к обеду следующего дня обстановка стала нормализоваться.

«Пережили те события мы потому, что коллектив был дружный и не из трусливых. И у всех нас была уверенность в том, что все обязательно будет хорошо», – рассказывала участница тех событий, сотрудница сервис-бюро ЦМТ.

____

В событиях 1991 года ЦМТ также оказался в эпицентре. Танк, стоящий на мосту перед Кутузовским проспектом, служил трибуной для выступления Ельцина. На выстроенных баррикадах стояли палатки, люди разводили костры, пели песни под гитару. Из столовой Центра международной торговли носили на баррикады еду в баках и пирожки. Из библиотеки приносили книги. Все сотрудники ЦМТ были на местах.

2002
2002
Эра «Меркурий-клуба»
Отдельную и знаменательную страницу в истории ЦМТ занимает работа «Меркурий-клуба» – уникальной дискуссионной площадки, потребность в которой была продиктована самим временем.
Клуб был создан Евгением Максимовичем Примаковым в 2002 году и стал одним из основополагающих элементов формирования в России постоянного и конструктивного диалога предпринимателей с представителями федеральных и региональных, законодательных и исполнительных органов власти.

Идея создания «Меркурий-клуба» принадлежит другу и соратнику Евгения Максимовича Примакова, журналисту-международнику и легендарной личности Томасу Анатольевичу Колесниченко. Сам он уверял, что концепция «Меркурий-клуба» ему приснилась. Как и Евгений Максимович он всегда поддерживал принцип открытого, многополярного мира. И сложно вообразить, что нашелся бы человек, который мог бы справиться с ролью Президента «Меркурий-клуба» лучше Евгения Максимовича Примакова.

Рассказывает директор «Меркурий-клуба» Валерий Алексеевич Кузнецов: «Меркурий-клуб» – это уникальная площадка для поиска истины в сложнейших перипетиях проблем политического сообщества и бизнес-элиты. С первых дней работы клуба в ЦМТ регулярно собирались заседания с участием влиятельных представителей истеблишмента, а потом появилась гостиная, где проходили встречи с видными деятелями политики и бизнеса. Мы всегда невероятно тщательно подходили к выбору тематики заседаний».

На заседаниях «Меркурий-клуба» отстаивали свои позиции и делились идеями губернаторы, министры, депутаты и сенаторы, отечественные и зарубежные ученые, предприниматели и политики, руководители региональных торгово-промышленных палат, представители общественных организаций. Среди них были: Генри Киссинджер, Сергей Юрьевич Глазьев, Геннадий Андреевич Зюганов, Владимир Вольфович Жириновский, Сергей Николаевич Бабурин, Артур Николаевич Чилингаров, Николай Петрович Шмелёв, Георгий Сергеевич Полтавченко, Валентина Ивановна Матвиенко и многие, многие другие.

Владимир Вольфович Жириновский, руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе РФ, в книге почетных гостей написал о «Меркурий-клубе»: «Лучший клуб в стране, в Европе, в мире. Великолепная площадка для всплеска интеллекта нации и вклада в гуманитарное развитие России».

2008
2008
Футбольное поле для тренировок «Манчестер Юнайтед» в конгресс-центре ЦМТ
В 2008 году во время проведения финала Лиги Чемпионов по футболу в гостинице Crowne Plaza Moscow WTC остановилась команда «Манчестер Юнайтед».
Гости и посетители могли воочию наблюдать звезд мирового футбола, в том числе, всемирно известного футболиста Криштиану Роналду, который годом позднее перешел в клуб «Реал Мадрид».

Большой зал Конгресс-центра для них тогда был переоборудован под футбольное поле, где команда могла каждый день полноценно тренироваться» и не нужно было никуда ехать».

За питание, отдых и безопасность футболистов отвечал квалифицированный персонал ЦМТ, ведь в те дни фанаты клуба разбили целый лагерь около гостиницы. Они ожидали выхода команды с флагами и в форме любимых спортсменов. Многочисленные представители прессы тоже подолгу караулили футболистов, поэтому для обеспечения их безопасности во время выхода из здания охрана выстраивалась в своеобразный коридор, чтобы спортсмены добрались до стадиона «Лужники» целыми и невредимыми.

После ошеломительной победы над командой «Челси» в Конгресс-центр заглянули английские организаторы мерпориятий, которые за считанные часы переоборудовали его в полноценный ночной клуб, где команда отмечала победу до утра.

1980 - н.в.
1980 - н.в.
Гастрономические изыски
Рестораны Центра международной торговли прославились своими экзотическими блюдами на весь Советский Союз. Каждый иностранец считал своим долгом отведать диковинное русское блюдо.
С советских времен в ресторанах Центра международной торговли работали самые лучшие повара, там всегда можно было отведать чего-нибудь экзотичного или, наоборот, исконно-русского. И это стало традицией на все времена – спустя годы один из ресторанов ЦМТ возглавил Анатолий Галкин, более 20 лет проработавший шеф-поваром в Кремле и потчевавший Брежнева, Горбачева, Тэтчер, американских президентов, членов британской королевской семьи. Гостям русская кухня очень нравилась, особенно знаменитые пирожки.

Однажды, гостивший в ЦМТ известный американский политик, кандидат в президенты США Митт Ромни, немного устав от русского хлебосольства, заявил: «Как же мне надоели ваши борщи! Отведите меня, пожалуйста, в Макдональдс!»

Слава ресторана «Русский», открывшегося вместе с самим ЦМТ, с его цыганским хором, простиралась далеко за пределы Краснопресненской набережной – хор снял в своем фильме «Бесприданница» Никита Михалков. Ресторан был безумно популярен у посетителей ЦМТ и постояльцев гостиницы «Международная». Прямо напротив часов с героями русских сказок и находился известный ресторан. Его залы были оформлены в соответствии со стилем московского барокко XVII века – интерьер сочетал в себе красные, белые и золотые тона. Однако в 2013 году ресторан «Русский» был закрыт, а на его месте основан танцевальный клуб «GallaDance».

Помимо традиционной русской кухни, на всю страну гремел ресторан «Сакура» с настоящей японской кухней, в то время совсем диковинной для отечественного общепита. Шеф-поваром «Сакуры» был японец, специально командированный из страны восходящего солнца.

Еще один легендарный ресторан – китайский, работает в ЦМТ и по сей день. «Китайский сад» в 2019 году отметил свое 25-летие. Все эти годы он радует резидентов и гостей ЦМТ отменной национальной кухней, а деловые круги приезжают сюда не деловые обеды.
Конец 1970х
Конец 1970х
Для чего в ЦМТ понадобился бетон для бомбоубежищ?
Первые офисные здания были облицованы бетоном – это решение советских архитекторов позволило сохранить советские нотки в фасаде Центра международной торговли.
Американские архитекторы предлагали советским коллегам оформить внешние стены здания бордовым гранитом, технология его резки и полировки только-только появилась в США, но советская сторона приняла решение облицевать здания крепким бетоном. Для этого на объекты было поставлено свыше 9200 м2 наружных стеновых панелей из материалов высокой марки М900 – такие бетонные плиты в те времена использовались для строительства бомбоубежищ.

Поверхность бетонных панелей была выполнена в концепции «вскрытая фактура» – плита обладала матовой поверхностью с хорошо выявленной текстурой камня.

Однако в архитектурной среде это решение вызвало большое разочарование: ведущие архитекторы ожидали от проекта смелых и инновационных подходов к строительству бизнес-комплекса. Тренд на естественные материалы тоже вносил свою лепту, но проектировщики не растерялись. По их мнению, американский проект требовал сохранения советского наследия, которое бы просматривалось в простых линиях и незамысловатом цвете бетонных плит.

Некоторые архитекторы сожалели о том, что цвет офисных зданий не выбивался из московской цветовой гаммы тех времен.

Ректор Московского архитектурного института Дмитрий Швидковский вспоминает: «Жалко, что цвет ЦМТ был, как у всего города, но главный архитектор Москвы Михаил Васильевич Посохин очень гордился именно тем, что здание хоть и «Хамеровский центр», а из города не вырывается и органично вписывается в московский колорит».